Мы используем cookies, чтобы вы могли получить наилучший опыт на нашем сайте. Узнать больше вы можете в нашей политике конфиденциальности

post-cover

– Айдар, расскажите, пожалуйста, о своем профессиональном пути. С чего Вы начинали и насколько масштабно Ваше дело сейчас? 

– Первую свою компанию Bilet Kigi я основал в 2003 году. Произошло это совершенно случайно. Я работал представителем авиакомпании, но ее руководство приняло решение сократить представительства. Мне предложили агентское соглашение, по которому я мог продавать авиабилеты и получать % с каждой продажи. С этого все и началось.

Сейчас я владею группой туристических компаний, которые занимаются авиарейсами под ключ. Мы работаем в Кыргызстане, Казахстане, России, Беларуси, Арабских Эмиратах. Сотрудничаем с разными авиакомпаниями. Один из самых крупных и известных наших партнеров партнеров – авиакомпания Flydubai.

Мы являемся отраслевым лидером на рынке Кыргызстана. Доля трех моих компаний на рынке составляет 55 %. То есть больше половины авиабилетов в стране покупают с помощью моих компаний.


– Как шел рост вашего бизнеса? Какие события считаете переломными и какие уроки из них извлекли?


– Постепенно обороты компании росли и в 2010 году выросли настолько, что компанию у меня отобрали. Это был рейдерский захват. Мне пришлось уехать из страны. Но в том же году в Кыргызстане прошла революция, и компанию я вернул.


Во время тех событий я усвоил один очень важный урок: когда компания достигает определенных оборотов, она начинает представлять интерес для непорядочных людей.

«С этого момента я очень серьезно отношусь к вопросам безопасности. Поэтому перестал класть все «яйца» в одну корзину и создал 3 конкурирующих компании. Это оказалось очень правильной стратегией»

Хоть мои компании и отхватывают долю рынка друг у друга, в итоге каждой из них удалось занять лидерские позиции.

В 2012 году я стал дистрибьютором авиакомпании Flydubai – национального авиаперевозчика Арабских Эмиратов. Наше сотрудничество началось с того, что они попросили меня запустить авиарейс Москва–Дубаи. Когда мы это сделали, они отдали мне российский рынок. Я переехал в Москву, а потом открыл в России еще около 10 городов. После этого они отдали мне еще и Казахстан. Получается, я курирую 3 страны: Россию, Казахстан, Кыргызстан.

– 3 страны и структура с более чем 300 сотрудников. Как удается управлять командой, и какие задачи все-таки лежат на вас? 

– У меня 13 операционных компаний. У них есть менеджмент, который всем этим  управляет. В 2013 году я создал управляющую компанию, через которую руковожу  всеми остальными. Там у меня работают финансисты, юристы, аудиторы. Они и  занимаются стратегическим развитием 13 компаний. Такая структура позволила мне  полностью выйти из операционки в 2014 году.
За собой я оставил часть верхнеуровневых задач:
  • Стратегическое управление.
  • Отношения с ключевыми партнерами.
  • Назначение ключевых сотрудников.

Мой бизнес достаточно большой по оборотам. А значит он очень заметный. Поэтому я также в целом слежу за безопасностью группы.

* Фокус побеждает мультизадачность. Исследование Университета Мичиган, опубликованное еще в 2001 году, показало, что мультизадачность контрпродуктивна. В зависимости от сложности задач, между которыми идет переключение, мультизадачность может снижать эффект вашей работы и работы ваших сотрудников от 20 до 40 %. Ощущение занятости – это иллюзия продуктивности. Kaizen-подход позволяет выйти из гонки токсичной мультизадачности и обрести навык последовательного и системного решения вопросов.


– К моменту, когда Вы пришли в наставничество к Маргулану Калиевичу, Вы уже были очень успешным бизнесменом. Что Вас сподвигло снова стать учеником и какие уроки оказались самыми ценными?

 Да, о Маргулане Калиевиче я узнал через YouTube в 2020 году. Я как раз поехал на   охоту и всю ночь его смотрел.

 Он мне очень импонирует. Он тоже охотник и, как и я, соблюдающий мусульманин.   Понимание этого моментально сняло скепсис и снизило критический подход.

 Я понял, что хотел бы у него узнать что-то новое, потому что у меня была одна очень   четкая практическая проблема. У меня было очень много входящих задач и я не мог   с ними совладать.


«Я был узким горлышком своего бизнеса. У меня на горизонте появлялась задача, она попадала в списки задач и выполнялась очень долгое время. Или я прокрастинировал, или времени не хватало. Я хотел разобраться с этим потоком дел».

И мне это удалось. Я систематизировал работу с потоком задач в Trello, начал использовать недельные канбан-доски и, как следствие, сильно повысил свою эффективность.

– То есть управляющая команда – Ваша опора. А как Вы контролируете в целом команду?  

– Раз в неделю я встречаюсь с управляющими компаний. Один раз в месяц провожу совещание руководителей. Мы делаем разбор: обсуждаем цифры, продажи, проблемы, которые возникли. Все остальное время я вне бизнеса. Занимаюсь охотой и общественной работой.

*Из-за увеличения темпа жизни и ужесточения конкуренции работоцентричный образ жизни становится культурной нормой. Преуспевающий человек не имеет права проявлять слабость и должен работать 24/7. Этот образ активно формируется в массовом сознании. Не удивительно, что стресс, связанный с работой, и выгорание – темы, которые все чаще попадают в поле зрение организаций здравоохранения национального масштаба. Как показало крупное исследование в Великобритании в 2021 году, на фоне мировых катастроф эффект только усиливается. Существует много популярных концепций по защите или смягчении эффекта от стрессовых событий. Например, техника с колесом баланса Майера, позволяющая направлять усилия в гармоничное развитие всех сфер жизни.  

– Айдар, что еще присутствует в Вашей жизни, кроме любимого дела? Откуда черпаете силы?
– Я страстно люблю охоту. Сейчас охочусь на волка. Это непросто в Кыргызстане, потому что волки у нас горные. Они наносят большой вред хозяйствам, поэтому государство даже платит деньги тем, кто успешно охотится на этих хищников.

Поэтому такая охота – это определенный вызов. Со временем хобби переросло в высокоточную стрельбу, ведь чтобы поразить волка на дистанции 300-400 метров, нужно хорошо стрелять. Я начал детально изучать эту тему и сильно ею увлекся.

Со временем мы с единомышленниками создали общественную организацию – Федерацию снайпинга. Снайпинг означает, что надо делать баллистический расчет траектории пули, чтобы она попадала в мишень. Нужно учитывать атмосферные данные и множество других факторов.

Раз в 2 месяца в этой организации мы проводим соревнования. Туда приходят сотрудники всех силовых структур, группа «Альфа», госохрана. Они тоже участвуют и повышают свои навыки. Сейчас мы подписали соглашение с пограничной службой, по которому наша федерация проводит обучение 40 снайперов этой структуры. То есть мы еще и повышаем обороноспособность страны.

«Я нашел свое хобби, которое приносит общественную пользу»

– Получается, что дело не только в личном спортивном интересе. Быть полезным, служить на благо общества – это один из Ваших основных принципов?

– Я соблюдающий мусульманин. И по правилам я должен определенный процент своего дохода отдавать на благотворительность. Когда эта сумма начала увеличиваться, я задумался о том, как помогать людям эффективнее.
«Я задумался о том, как можно помогать людям так, чтобы эффект был больше»
В 2013 году мы сделали программу по обеспечению сирот. В исламе сиротой считается ребенок, у которого нет отца. Женщине, оставшейся одной с маленьким ребенком, очень сложно. Мы решили брать на попечение такие семьи. Сейчас в программе более 100 детей. Их матери ежемесячно получают пособия на каждого ребенка. Также у нас есть программы по приобретению жилья, программы по образованию, проекты общественного значения, например, ремонт школ.

– Чему еще вы уделяете время? Семья, путешествия, обучение?

– Это забавно, я Вам говорю, а вот семье не говорил – сложно балансировать. Понимаете, чтобы много ездить на охоту, нужно, чтобы семья тоже была не обделена. Это важная часть жизни, функция, которую обязательно нужно выполнять. Поэтому я путешествую только с семьей. Ездим на охоту с женой и нашими 7 детьми.

Еще я являюсь лидером Kaizen-клуба Кыргызстана. Меня пригласил Маргулан Калиевич. 2 раза в месяц я провожу встречи с членами клуба. Они приходят с большим количеством вопросов, и я фактически ощущаю себя их наставником.

– Вы обучились технологии Маргулана Калиевича в наставничестве, и 6 декабря стартует большая программа, где Вы тоже будете исполнять роль наставника. Что Вам это дает, и как Вы хотите помочь другим?

 – Я был в первом потоке наставничества Маргулана Калиевича. Видел, как другие   ребята учатся, какие вопросы возникали. Понимаю, что я пришел уже с масштабным   мышлением и следующая точка роста – самому быть наставником. Раньше я не   занимался этим системно, а теперь будем использовать технологию.
  Меня наполняет энергией, когда я передаю свой опыт и знания. Мои   одногруппники  часто со мной советуются. Буквально недавно на слете Kaizen-клуба   отдельно с ребятами общались на разные темы, в том числе по вопросам   безопасности.

 В Кыргызстане я встречаюсь с нашим клубом 2 раза в месяц. Сейчас это так происходит: у предпринимателей есть какие-то вопросы, они видят мою экспертность в этих вопросах, и я точечно на эти вопросы отвечаю.

Например, был вопрос по общественным беспорядкам в Казахстане в январе. У нас были волнения в Кыргызстане, и этот опыт я мог передать. Как быть? Как себя вести? Я ответил, что подходить к этому стоит философски, и дал рекомендации, как хранить накопления и управлять средствами, чтобы они были максимально доступны и в безопасности.

На предыдущем слете тема моего выступления была «Организация безопасности в жизни». Там есть разные уровни: физическая безопасность, финансовая безопасность, экономическая безопасность. Я по полочкам все это разложил. И человек, когда это послушает, сможет структурировать безопасность в целом.

Вопросы безопасности бизнеса важно продумывать и планировать еще до того, как произойдет самое страшное. Потому что когда это происходит, трезво действовать и рационально мыслить не получится.

– Вы сказали, что в наставничество приходили люди с разным мышлением, и Вы наблюдали за тем, как они работают. Часто ведь бывает, что есть запрос что-то изменить в жизни, но нет точной цели? Как бы Вы как наставник работали с такими учениками?

– Расскажу на примере. Мы ездили на горное озеро на 2-3 дня. Нас было около 10 человек. Приехали одноклубники из Алматы и Бишкека. Это была поездка во взаимодействии. Мы интересно организовали общение: применили рации, как элемент безопасности. У каждого в машине была рация, и мы смогли на протяжении всей дороги разговаривать. А в горах мы вообще не спали и общались до 2-3 часов ночи на очень разные темы – от религии до бизнеса.

Иногда мы встречаемся с ребятами в Бишкеке. Ребята, которые приходят без явного  запроса, берут от встреч много инсайтов. Например, я рассказываю им об очередной  книге, которую прочитал. Вот последняя прочитанная книга – «Самый богатый  человек в Вавилоне». Вроде такая старая, легкая книга, но она достаточно  фундаментальная.

Я хочу сказать,что иногда даже если кто-то еще не видит путь, не сформулировал вопросы, я направляю, закидываю важную тему. Из книги «Самый богатый человек в Вавилоне» мы брали тему принципа работы денег, как их зарабатывать. И в окружении участников клуба, и среди выпускников наставничества это подхватывается и развивается.

– Это похоже на двустороннее движение между учеником и наставником. Вы говорили, что в свое время пришли в Kaizen-сообщество Маргулана Калиевича, поскольку видели близкого по духу человека и понимали, что можете у него учиться. Сейчас в наставничестве Маргулан Калиевич будет куратором, а Вы сами примерите роль наставника. Поделитесь, какие ожидания могут быть от наставника, и что Вы советуете предпринимателям, управленцам, которые хотят обрести наставника?
 – Мне всегда помогает религия. Когда я стал соблюдающим мусульманином, изучил много фундаментальных вопросов, которые сильно помогают в жизни.

В исламе есть догма, что каждый человек получит то, что ему предопределил Всевышний. И Всевышний уже предопределил человеку его достаток. И каждый человек должен быть уверен, что он свой предопределенный достаток 100 % получит, и у него не будет такого, что он чего-то недополучит.

Иногда бывает у человека, что он стремится к успеху. А когда к 40-50 годам этот человек начинает задаваться вопросами, оказывается, что он к этому возрасту ничего так и не достиг. Это начинает съедать его изнутри, и он на этот тратит очень много энергии.

Я хочу объяснить людям, что не все вещи зависят только лишь от них. Очень часто в большом бизнесе огромную роль играет случайность, везение. Нужное место и нужное время порой важнее усердия. Нассим Талеб* написал книгу «Одураченные случайностью» о людях, которые начинают обманываться, достигая финансового успеха. Мы много об этом говорим и в сообществе, сформированном Маргуланом Калиевичем.

«Важно, что мы можем трудом создать условия и формировать правильное окружение, чтобы увеличить достаток, но это не самоцель»
Бывает, что умный человек, получивший шикарное образование, не достигает желаемого успеха в жизни. Его стремление к успеху будет его убивать. Поэтому я учу
людей: лучше стремитесь к счастью. Потому что как только вы обретете счастье, вы поймете, что это и есть успех.


*Нассим Талеб – американский эссеист, писатель, статистик, бывший трейдер и риск-менеджер.

Новый поток программы Наставничества по методологии Маргулана Сейсембаева стартует в декабре. Айдар Окенов один ведущих Наставников поможет в реализации Личного Level Up проекта. 

Зачастую люди предпочитают игнорировать возможности.
Вопрос состоит лишь в том, проигнорируете ли свою возможность именно ВЫ?
Узнать подробнее о программе → margulanlife.kz/mentorship

Узнать подробнее

Коментарі

Ви не авторизовані!

Щоб залишити коментар, будь ласка авторизуйтеся чи зареєструйтеся.